Куклы в Воскресной школе    
Введение
1. Библейское обоснование
2. История возникновения кукол
3. Помощь кукол в обучении детей
4. Методика работы с куклой
    Подготовка к библейской истории
    Оживление куклы
    Голос и одежда куклы
    Работа с тростевыми и перчаточными
куклами

5. Изготовление и использование ширм
6. Использование кукол в ходе урока
7. Общие рекомендации по изготовлению кукол
    Цветовое решение кукол
    Практические советы

8. Оформление одежды кукол
    Набойка на ткани
    Аппликация из ткани
    Выбор эскиза
    Подбор материала для работы
    Разметка изображения
    Сборка и закрепление деталей
    Изготовление помпона

9. Разновидности кукол и их применение
    Объемные куклы
    Куклы, работающие на руке
    Куклы, работающие на столе
    Бумажные куклы

Приложения:
I. Объемные куклы

   1.Голова
   2.Рот
   3.Закрепление рта
   4.Туловище и руки
   5.Лицо и руки
   6.Волосы
   7.Закрепление головы
   8.Костюм
   Выкройки

 
                 

2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КУКОЛ

Куклы появились очень давно, как только люди научились лепить из глины, вырезать из дерева и высекать из камня. Девочки баюкали вырезанных из палки младенцев, мальчики целились из игрушечных луков в сплетенных из камыша диких животных. Куклы-игрушки появились, вероятно, раньше театральных кукол.

Н. И. Смирнова в своей книге «И ... оживают куклы» так говорит об истории появления кукол: «Насколько помнят себя люди, всегда — в детстве, быту, религиозном обряде существовал рядом с человеком предмет, который он наделял особым отношением, олицетворял ли он тайну природы, или просто изображал человека».

Описания кукол мы находим еще во времена расцвета Египта. Нет сомнения, что египтяне забавляли детей паяцами, зверями и другими игрушками, двигавшимися на пружинах.

Прошло время, и с развитием цивилизации кукла заняла определенное место в жизни людей. В каждом доме, и в древней Греции, и в античном Риме, были свои куклы, а иногда даже коллекции кукол. Они составляли часть убранства комнаты или украшали стол. Также в античных раскопках еще встречаются «останки кукол-марионеток», которые управлялись либо проволокой, воткнутой в голову, либо нитками.

«Останки» эти легко можно было собрать в целую куклу, потому что у ног, рук, туловища и головы были дырочки, сквозь которые нужно только продеть веревочку или проволоку.


В древней Греции появились кукольные театры, которые принято называть было вифлеемским ящиком. Ящик, в котором нет передней стенки, перегораживался по горизонтали, в верхней части ящика находилась сцена рождения Иисуса Христа, а в нижней — царь Ирод, солдаты. После распада античных государств образовались новые страны, но маленькие театры-ящики продолжали жить, переходя к следующим поколениям. До нашего времени дошли отголоски этого древнего театра: Румынский Вифлеем, Польская шопка, Украинский вертеп, Белорусская батлейка. Они развивались в отдельный вид искусства, что также обогащало восприятие окружающего мира. Из поколения в поколение, век за веком «игра куклой» вошла в художественную сферу жизни ребенка. Играя с куклой, ребенок сам становится соучастником действия, развивая свое мышление и воображение.

Много веков спустя людей влекло желание увидеть неподвижную фигуру в движении. Ведь движение создает впечатление жизни. Люди стали придумывать разные типы театральных кукол.

Куклу надевали на длинный стержень, чтобы носить ее высоко над собой, а сами прятались от зрителей за большое полотнище. Другие подвешивали ее на нитях, третьи стали делать туловище куклы полым внутри и надевать его на руку, как перчатку, четвертые придумывали плоских кукол, выступающих на фоне освещенного экрана.


Начиная с 17 века, во всех Европейских государствах существовали бродячие артисты -кукольники. Кукольники любили разъезжать по разным городам и деревням, давая представления на ярмарках и праздниках. В каждой стране был свой любимый герой: в Италии — Пульчинелла, в Англии - Панч, во Франции - Полишинель, в России — Петрушка. Все они были народными героями, потому что умели смешно и весело показать недостатки, наказать зло и утвердить справедливость.

Н.И. Смирнова в своей книге «Советский театр кукол» описывает: «На встрече с московскими кукольниками в 1933 г. A.M. Горький рассказывал, как в годы детства он бегал вслед за бродячими петрушечниками с одной улицы на другую, со двора на двор, с удивлением смотря по несколько раз подряд «петрушечью комедь».

В средневековой Европе был такой период, когда христианское духовенство, борясь с остатками язычества, увидело в куклах «языческих идолов». На смену языческим куклам пришли куклы библейских персонажей. Очень был популярен рождественский сюжет: куклы Дева Мария,

Христос, ангелы, волхвы. Кукольная сцена воздвигалась прямо в церкви. Под пение псалмов и молитв куклы разыгрывали сцены из жизни Иисуса Христа.


Приближаясь к нашему времени, народная память пронесла традиционные образы кукол через века и поколения. Всегда дети любили эту игрушку. Издавна в русских крестьянских семьях дети играли тряпичными куклами, которых делали из любого кусочка ткани с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Кукол наряжали, но лицо не рисовали, такие куклы назывались безликими. Безликая кукла являлась партнером детям в игре, помогала понимать внутренний мир человека.

Также были и другие куклы, которые принимали участие в первых праздничных демонстрациях. Куклы придавали праздничным шествиям особый задор и карнавальную красочность.

На протяжении истории куклы имели самое большое применение в жизни людей. Люди использовали кукол в быту, в религиозных обрядах, в театральных представлениях. Постепенно куклы стали применяться больше в театральных представлениях и как игрушки для детей. Также куклы играли сатирическую роль, высмеивая пороки общества. Это происходило на протяжении 18-19 веков.


В использовании кукол человеком четко прослеживается назидательный характер. С одной стороны указываются недостатки, с другой — поощряются положительные стороны. Особенно это заметно с момента появления библейских персонажей. И в наше время куклы широко используются на Рождество.

Также можно увидеть кукол в телепередачах для детей, спортивных состязаниях, кукольных театрах. Куклы являются символами проведения чемпионатов мира по различным видам спорта.

Куклы, которые используются в Воскресной школе, необходимы для того, чтобы оживить персонажи в библейской истории. Кукла — это наглядность, с помощью которой передается библейская истина.

 
 
 
 
 
 
BibleZoom