Куклы в Воскресной школе    
Введение
1. Библейское обоснование
2. История возникновения кукол
3. Помощь кукол в обучении детей
4. Методика работы с куклой
    Подготовка к библейской истории
    Оживление куклы
    Голос и одежда куклы
    Работа с тростевыми и перчаточными
куклами

5. Изготовление и использование ширм
6. Использование кукол в ходе урока
7. Общие рекомендации по изготовлению кукол
    Цветовое решение кукол
    Практические советы

8. Оформление одежды кукол
    Набойка на ткани
    Аппликация из ткани
    Выбор эскиза
    Подбор материала для работы
    Разметка изображения
    Сборка и закрепление деталей
    Изготовление помпона

9. Разновидности кукол и их применение
    Объемные куклы
    Куклы, работающие на руке
    Куклы, работающие на столе
    Бумажные куклы

Приложения:
I. Объемные куклы

   1.Голова
   2.Рот
   3.Закрепление рта
   4.Туловище и руки
   5.Лицо и руки
   6.Волосы
   7.Закрепление головы
   8.Костюм
   Выкройки

 
                 

3. ПОМОЩЬ КУКОЛ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

Самое главное в обучении детей в Воскресной школе — так заложить основы веры, чтобы ребенок, когда он созреет духовно, смог принять Иисуса Христа как своего Спасителя. Такое решение может быть принято в любое время их жизни, но главное, чтобы была подготовлена почва для веры. Для этого учитель должен понимать ребенка, знать его проблемы и нужды, как он воспринимает новый материал и как он развивается.

В младшие годы дети узнают больше, нежели в течение любых других пяти лет своей жизни. Поэтому в Воскресной школе необходимо проводить с детьми занятия по изучению Библии, доступные для их уровня развития, но также интересные и разнообразные.

Самые любимые и эффективные уроки для детей — это предметные уроки, где предусмотрено проявление творческой мысли, инициатива и взаимодействие ученика и преподавателя.

Учитель Воскресной школы на каждом уроке реально имеет перед собой целый ряд определенных теоретических и практических целей и задач.


Как привлечь и сосредоточить внимание ученика на передаваемой библейской истории? Как надолго удержать в ребенке чувство радостного удивления и ожидания перед очередным уроком? Для этого учитель должен четко и профессионально придерживаться основной цели обучения, стараясь строить уроки с учетом духовных, психологических и физиологических особенностей своих учеников.

Дети чрезмерно подвижны, впечатлительны, у них повышенная утомляемость, требуется смена видов деятельности, следовательно, возникает необходимость использования новых материалов, способных увлечь и заинтересовать детей.

Для того, чтобы сосредоточить внимание детей на передаче библейской истории, можно использовать куклы.

Дети воспринимают видимый мир через игрушки. Для них близок образ куклы. В них передаются реальные черты и характерные особенности библейских персонажей. Чем ярче выражен в кукле библейский образ, тем понятнее он ребенку.


Научно доказано, что чем больше органов чувств ребенка участвуют в процессе изучения, тем больше он запомнит и выучит. Дети живут в мире наглядности, зрение детей не отдыхает. Они запоминают из того, что слышат — 10%, из того, что видят — 50%, из того, что делают — 70%, а из того, что видят, слышат, говорят и делают — 90%. Всем известна поговорка «в одно ухо влетает - из другого вылетает». Но этого нельзя сказать о глазах. Не получится, чтобы в один глаз влетело, а из другого вылетело. Остановимся на примере из Библии:

«Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут... если же траву на поле... Бог так одевает, то тем более вас» — Лк. 12. 27-28.

Иисус Христос избрал лилию в качестве иллюстрации к истине. Он называл также семя, землю, овцу, свет, хлеб, виноградную лозу. Господь брал на руки ребенка, чтобы подтвердить высказанную мысль.

Куклы служат отличным пособием, как инструмент для передачи библейской истории. Задача учителя - не осчастливить детей куклами, а сделать урок эффективным. Увидев куклу, дети вспомнят о библейской истории.

Кукла призвана оживить библейскую историю, Она, оставаясь куклой, должна ожить и тогда кукла выполнит свое назначение. В ней должен реалистически отобразиться образ библейского персонажа. Учитель, готовясь к уроку, должен найти наиболее яркие и характерные черты библейских персонажей и затем через куклу показать их в библейской истории.

Для детей герой или персонаж является живым. Раз шевелится, значит — живой.


Существует множество кукол разных видов. Они служат прекрасным материалом для обучения именно из-за своего разнообразия. Но необходимо помнить, что куклы — вспомогательное средство обучения. Учитель использует куклу как средство передачи библейской истины, а не как предмет развлечения детей. Использовать куклы нужно разумно, с молитвой. Учитель, уповая на Слово Божье, через которое Святой Дух воздействует на детей, произведет работу в их душах. Как семя, упавшее на добрую землю, так и Слово Божье, запавши в душу ребенка, произведет добрый плод. Куклы - это инструмент, с помощью которого производится посев и сбор урожая. Крестьянин использует самые разные механизмы, чтобы сеять в землю, но он также знает, что жизнь — лишь в семени, не в тракторе или сеялке.

Детям от 3 до 6 лет, как правило, показывать длительную библейскую историю нельзя. Продолжительность библейской истории должна быть не более 10 минут, потому что дети не могут сосредоточиться на долгое время. Им быстро надоедает, и они становятся беспокойными, если их заставляют долго сидеть на одном и том же месте.


Образцов С. в своей книге «Актер с куклой» говорит: «Насколько я заметил, ребята любят действие по прямой, — в смысле движения времени. Не любят и не понимают возврата действия вспять. Всякие переброски и скачки во времени их пугают и сбивают. Ребята — народ эмоциональный, искренний».

Каждый учитель знает, что дети этого возраста многого боятся. Поэтому, чтобы не напугать их, нужно использовать куклы с добрым выражением лица. В библейской истории можно использовать не более 3-х кукол. Для того, чтобы библейская истина была эффективно воспринята детьми, учитель должен хорошо владеть куклой.

Дети младшего возраста имеют определенные возрастные особенности. Они лучше воспринимают мир через образы. Окружающий мир ограничен вещами и людьми, с которыми они встречаются дома, в Воскресной школе, детском саду. Они не понимают абстрактные понятия, например: «любовь», «мир», «Царство Небесное» и так далее. Словарный запас таких детей ограничен, но они все время изучают новые слова. В этом детям нужно помочь, объясняя значение слов.


Большинство детей не могут еще читать и писать. Но они очень восприимчивы к новым знаниям и впечатлениям. Поэтому они нуждаются в изучении Священного Писания через видимые образы — куклы. Дети не могут отличать действительного от воображаемого, для них библейские персонажи будут всегда действительными и естественными. Ведь у них очень живое воображение. Представление и одушевление предметов составляет большую часть их игр, но при этом они опираются только на конкретные образы и знания реального мира. Они также играют с воображаемыми персонажами.

Дети 3-4 лет уже отличают Библию от других книг. Они с большим интересом слушают короткие рассказы из Библии с сопровождением кукол. Дети уже способны усвоить некоторые библейские понятия и даже начинают понимать, как их применять в своей жизни.

Особенно это хорошо усваивается, когда они не только слышат, но и видят это от героев-кукол библейской истории. Они уже используют в жизни такие библейские принципы как доброта и готовность помочь другим.

В этом возрасте у детей вырабатывается сознательное отношение к Богу, Иисусу Христу, Библии и церкви. Если дети чувствуют доверие к Богу, то у них появляется любовь к Нему (в основном это относится к детям 5-6 лет). Дети испытывают минуты благоговения и удивления, они уже могут почитать Бога и служить Ему. Также они учатся доброжелательно относиться к людям в церкви.

Когда учитель работает с куклами, перед ним стоят две цели: привлечь внимание детей и научить Слову Божьему.

Дети, слушая библейскую историю, будут имитировать кукол (подражать), а также автоматически отождествлять себя с куклами. Например: кукла — мальчик Петя. «Если Бог может использовать Петю, Он может использовать и меня».

 
 
 
 
 
 
BibleZoom