4. МЕТОДИКА
РАБОТЫ С КУКЛОЙ
Подготовка к
библейской истории
При подготовке к показу
библейской истории с помощью кукол нужно:
1. Выбрать и изготовить
определенный вид кукол, который подходит для иллюстрации библейской
истории.
2. Выбрать и изготовить ширму.
3. Написать монолог с
использованием одной куклы или диалог двух кукол. В монологе или диалоге
должна обязательно звучать главная истина библейской истории.
4. Отрепетировать оживление
куклы, голос и движение.
Для того, чтобы библейская
история была эффективно воспринята детьми, очень важно больше
тренироваться.
Оживление куклы
Королев М. в своей книге
«Искусство театра кукол» описывает, как происходит оживление
куклы-образа: «Актер взял в руки неживую куклу, привел ее в движение, и
произошло чудо оживления. Прозвучал голос актера и слился с движением
руки».
Эффект оживления речью не только
не равнозначен эффекту оживления действием, но отличается от него и
способом исполнения. Если оживление куклы и в том, и в другом случае
является иллюзией, то само движение куклы в пространстве есть
реальность, которую наблюдает зритель. Кукла действительно двигается,
хотя и не по своей воле и не своими силами. Но принадлежность речи кукле
— чистая иллюзия.
Рассмотрим внутренний механизм
оживления куклы движением и оживления куклы словом.
Кукла тесно связана с рукой
актера. Актер рукою передает кукле свою энергию движения, а этой
энергией управляет мысль, воля, чувство и ритмичность человека.
Предлагаем несколько вариантов, как можно выразить эмоции и движения
кукол, например:
Голову закинув назад, слегка
двигая куклу вверх-вниз, изображая смех. Кукла держится ровно,
подбородок немного приподнят, голова слегка покачивается из стороны в
сторону. Разговаривая, кукла чуть-чуть подпрыгивает. Рот широко открыт.
Когда кукла не говорит, она напевает мелодию или хихикает.
Голова куклы опускается, движения
замедленны. Сутулое туловище. Голова опущена, кукла слегка подрагивает,
будто плачет. Кукла закидывает голову назад и широко открывает рот.
Говорит тихо, почти шепотом, и медленно, низким голосом: «ох-ох-ох-ох-ох».
Раздраженно дергается. Рот
открывает широко, быстро говорит.
Неожиданно отпрыгивает назад и
широко открывает рот.
Голос и одежда куклы
Голос и одежда должны
соответствовать характеру куклы. Хороший голос позволит кукле стать
реалистичной, а ее характер — ярким и незабываемым. Для того, чтобы
выбрать голос для куклы, исследуйте свой собственный голос. Он низкий
или высокий? Вы говорите медленно или быстро?
Исследовав скорость речи и высоту
своего голоса, потренируйтесь в произнесении звуков. Затем приступайте к
тренировке разных голосов.
Основные голоса.
- «носовой» — говорить в нос;
- «фальцет» —повысить голос на
один тон;
- «авторитетный» — напыщенная
речь, говорить медленно, низким голосом;
- «шепот» — с придыханием,
имитировать голос маленькой девочки;
- «скрипучий» — ограничить
объем воздуха, проходящего через полость рта;
- «иностранный» —изменить
акцент;
- «собака» — гортанный,
низкий, отрывистые выкрики «гав!»;
- «кошка» — воздушный,
высокий, медленный полушепот «мяу»;
- « лентяй » — нормальный,
низкий, говорит медленно;
- «старик» — нормальный,
высокий, вибрато легкое.
В работе с куклой важно найти
манеру разговора, свойственную данному библейскому герою. Необходимо
уделять большое внимание ясности, четкости (дикции) и выразительности
речи. Глотание окончаний и отдельных слогов, невнятное бормотание себе
под нос, сюсюканье, неправильные ударения в словах и целых фразах — не
приемлемо. Также не меняйте голос героя. Если одна и та же кукла
появляется в разных ролях, необходимо изменить голос и внешность куклы.
Научиться выразительно,
правильно, в соответствии с характером библейского героя говорить так же
трудно, как и хорошо водить куклой. Особенно этого трудно добиться, если
мало репетиций. Но путь к успеху проложат старание, фантазия, умение
пользоваться жизненными наблюдениями, знаниями, почерпнутыми из
повседневной жизни.
Одежда должна соответствовать не
только характеру куклы, но и историческому времени. Необходимо обратить
внимание, в какое время происходила библейская история, как одевались
люди того времени.
Упражнения с куклой желательно
проводить с коллегой, чтобы он подсказал, где хорошо, а где плохо. Со
стороны легче подсказать, как правильно держать куклу, чтобы не
наклонять ее на бок, на себя или назад. Учителю важно правильно
распределить свое внимание, сосредотачивая его главным образом на кукле,
держать ее всегда на определенном уровне по отношению к ширме.
Не один раз учителю придется
пробовать различные варианты, отыскивая лучший.
Работа с тростевыми и перчаточными куклами
При работе с перчаточными и
тростевыми куклами желательно руководствоваться следующими
рекомендациями:
- Куклу, прежде всего, следует
подогнать по своей руке, чтобы было удобно и легко управлять;
- Придумывая движения для
куклы, нужно исходить, прежде всего, из ее возможностей.
- Движения куклы не должны
быть случайными и неточными. Каждый поворот, жест, изменение позы
нужно совершать осмысленно, с целью выразить характер библейского
героя, его внутреннее состояние в определенной ситуации;
- Движение необходимо
передавать с остановками, когда кукла как бы осознает то, что
сделала, или еще не решила, как поступить. Эти остановки могут быть
не менее выразительны, чем движения. Осмысленность паузы необходима,
как осмысленность движения.
- Во время репетиции учителю
приходится все время следить за куклой.
- Нельзя допускать появление
куклы на сцене мгновенно (только если этого требует сценарий). Кукла
выходит постепенно, из-за одного края, будто она поднимается на
сцену по лестнице. Уходит кукла таким же образом.
- Смотреть кукла должна на
того, к кому она обращается.
- Кукла смотрит на того, кто с
ней говорит. Своими движениями она показывает, кого она слушает.
- Нельзя держать куклу как
неживой предмет. Поставить ее лучше за ширмой или где-нибудь в
другом месте. Не нужно, чтобы дети видели, как кукла одевается на
руку.
- Перед началом урока учителю
необходимо обязательно проверить куклу.